Летний отдых

Летние каникулы для школьников – период для восстановления здоровья, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей и удовлетворения индивидуальных интересов в личностнозначимых сферах деятельности. Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей является детский оздоровительный лагерь, создающий благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности, приобретения опыта социального общения.

Комплекс представляет собой Детскую Республику «Костер».

На первом огоньке знакомств в отрядах дети знакомятся не только друг с другом, но и с законами и правилами Комплекса. Дети в отряде договариваются и выбирают, в каком государстве, стране «хотели бы жить». Каждое государство разрабатывает и принимает Устав, Конституцию, Свод правил и законов, которые регламентируют всю жизнь в государстве. Жители государства  придумывают символику  своего государства, слагают гимн, развешивают флаги и оформляют отрядный уголок.

  • Вожатые – советники игры, направляют детскую законотворческую деятельность.
  • В отрядах — государствах начинаются выборы на ключевые посты: глава государства, министры экономики, здравоохранения, спорта, культуры и др.

Выборы Президента Детской Республики «Костер».

По регламенту сюжетно-ролевой политико-экономической игры «Модель мира Будущего» на пост Президента Детской Республики могут выдвигаться дети среднего и старшего возраста. Кандидат, выдвигаемый своим государством, создает группу поддержки, которая проводит агитационную кампанию.
На пост главы Президента Детской Республики «Костер» кандидатов выдвигают 6 старших отрядов, остальные создают предвыборные блоки и коалиции в поддержку того или иного кандидата.

Кандидаты готовят предвыборные программы.
Основные формы предвыборной кампании: радио, плакаты, листовки, шествия, выступление на эстраде с группой поддержки и т.д.
Общая пресс-конференция: все кандидаты выступают перед избирателями, представляет какой-либо подарок (танцевальный номер, шоу и др.). Параллельно проводится защита лучшего названия общелагерной валюты Детской Республики «Костер».
В тайном голосовании принимают участие все жители республики. Счетная комиссия, куда входят представители государств, подводит итоги. Простым подсчётом голосов выбирается президент детской страны.
Кандидат, занявший первое место, становится президентом Детской Республики «Костер», а Кандидат, занявший второе место, становится премьер-министром. Название валюты определяется путем проведения рейтингового опроса всех жителей республики.
В день выборов президента  Детской Республики «Костер», вечером проводится президентский бал, на котором президент произносит торжественную клятву верности идеалам детской республики, подписывает указ № 1, объявляет общегосударственную валюту, поднимает флаг республики.

Содержание сюжетно-ролевой политико-экономической игры «Модель мира Будущего»

Основная задача игры – создание модели общества в условиях воспитательного пространства летнего оздоровительного лагеря посредством политической, экономической и общественной составляющих: организация детского самоуправления, познание основ экономики и социально-активная деятельность. В основу игры положена технология политико-экономической игры «Ньюландия», разработанная коллективом под руководством Прутченкова А.С., д.п.н, профессора.

Кандидаты, выставляющие себя на должность президента, образуют президентский совет и распределяют руководство всех структур. Печатается валюта и передаётся в банк.

Совет Президента собирается ежедневно на 1 час, для координации своей деятельности.

Функции Совета Президента:

  • Координатор игры и Министр здравоохранения совместно с медработником ежедневно проверяют санитарное состояние отрядов.
  • Министр финансов и координатор игры руководят работой банка «Костра», регулируют выдачу денег и ведут финансовый учёт.
  • Министр экономики координирует деятельность Биржи труда.
  • Министр детских творческих объединений и досуга курирует работу «Креативного бюро».
  • Министр спорта работает вместе со старшим физруком.

Экономическая основа Игры:

Игра учит детей жить в экономическом пространстве, зарабатывать и тратить деньги, выбирать приоритеты. У каждого жителя Детской республики «Костер» имеется личная чековая книжка, которая выдается в начале смены. У каждого государства имеется государственная чековая книжка. В государственную книжку вносятся оценки за санитарное состояние, уборку территории, тихий час, дежурство по Комплексу, участие в мероприятиях, соревнованиях, концертах. Положительные оценки – прибыль, отрицательные – штраф.

В Комплексе создается Биржа труда. Биржа владеет всей информацией о наличии работ в Комплексе. Время работы Биржи —  ежедневно с 10.00 до 12.00, кроме субботы и воскресенья. Министр экономики не только руководит Биржей, но определяет виды и стоимость работ. Под руководством министра экономики действует Кабинет экономики, куда входят министры всех государств.

Функция Кабинета: свод дебета-кредита, проверка чековых книжек, решение вопроса о выделении государствам кредитов из банка Детской республики «Костер», поощрение активистов в форме именных акций победителям различных фестивалей, конкурсов, соревнований.

В Игре отдается приоритет интеллектуальному труду. Для того чтобы стимулировать детей к труду, предоставляются большие возможности для использования денег. В Комплексе существует служба проката велосипедов, скейтов, роликов. Дети, используя чековую книжку, могут посетить кафе, дополнительно сходить в бассейн, посетить видеотеку.

В конце смены в день закрытия и в день разъезда проводится аукцион, целью которого является то, чтобы дети могли потратить все деньги, которые у них остались на руках.

Ожидаемый результат игры: формирование чувства “команды”, ответственности за общее дело, взаимопомощь и взаимовыручка.

Творческий блок смены

Освоение различных видов деятельности, привлечение к различным видам творчества осуществляется посредством  творческого блока.

Структура и система работы творческого блока.

В воспитательной работе ДОК «Костёр» творческий блок выделен в отдельную структуру, т.к. включает в себя различные самостоятельные функции.

Творческий блок состоит из трёх звеньев:

  • кружки и клубы, которыми руководят взрослые специалисты;
  • детские творческие объединения, которые формируются из детей и руководят ими дети;

В течение смены идёт строительство Города Мастеров.

  • политико-экономическая игра, которой руководит взрослый человек – координатор.

Координатор игры направляет и обучает детское самоуправление, т.к. во временном детском коллективе невозможно организовать работу самоуправления без серьезной помощи и контроля со стороны взрослого человека.

Креативное бюро начинает свою работу в день заезда детей.

Дети, записываясь в отряды, так же записываются в творческие объединения в качестве руководителей или члена этой группы.

Работать всё объединение начинает после формирования всех структур творческого блока и детского правительства, так как, чтобы стать руководителем объединения нужно пройти регистрацию в регистрационной палате, составить план работы объединения и согласовать расписание занятий.

Ежедневно в регистрационной палате креативного бюро ведётся запись руководителей детских творческих объединений и составляется расписание. За свою работу дети получают зарплату игровыми деньгами.

Строительство Города мастеров – это организация работы Парка развлечений, создание Хобби биржи и постоянно действующей ярмарки творчества. Организация работы почты, ателье ремонта одежды, салона  «Косички»,  скорой технической помощи и других служб города.

Бизнес, не связанный с творчеством, регистрируется в бизнес-центре. Его контролирует координатор экономической игры.

Творческий блок в течение смены может дополняться новыми идеями и видами деятельности.

Детские творческие объединения показывают свои достижения на творческих эстрадах, при организации парка развлечений и выставках-продажах. Кружки и клубы творчества, руководимые взрослыми специалистами, выставляют свою продукцию в Родительский день.

Ожидаемый результат деятельности кружков и детских творческих объединений: возможность попробовать себя в различных видах творчества  и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что, безусловно, способствует социализации.